Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 19.05.2024, 10:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Июнь » 3 » Бог грома и молнии царь богов и людей. ЦАРЬ БОГОВ
11:25

Бог грома и молнии царь богов и людей. ЦАРЬ БОГОВ





Зевс-Юпитер в греко-римской мифологии

«Ты видишь эту величественную безграничность, окутывающую землю со всех сторон! Все это – Зевс, высшее из божеств».
Еврипид

Согласно древнейшим многочисленным легендам и мифам, Юпитер был царем богов, повелителем неба, грома и молний, жил на самой высокой горе – Олимп, с высоты взирая на землю и наблюдая за всем тем, что происходит во Вселенной. «Вот почему своды его храмов открыты, позволяя видеть божество, то есть небо. Говорят, что молиться Юпитеру следует только под открытым небом» (Варон). Дорогу на эту гору можно разглядеть лишь ночью: она появляется на небе в виде молочной реки и называется Млечный Путь. По ней можно попасть в высокогорное жилище богов, в центре которого расположен величественный дворец Юпитера. Двенадцать важнейших богов Олимпа во главе с Юпитером запечатлены на астрологическом алтаре габийцев, известном под названием «Стол двенадцати богов». По кругу, начиная сверху от центра, располагаются скульптурные головы богов в следующем порядке: Юпитер, Минерва, Аполлон, Юнона, Нептун, Вулкан, Меркурий, Веста, Церера, Диана, Марс и Венера.
Бесчисленное множество городов претендовало называться детьми Юпитера и находиться под его покровительством. Способ, с помощью которого люди пытались доказать божественное происхождение своего города, был очень прост и всегда соответствовал одной и той же легенде, которая строилась на том, что река, протекавшая в городе, некогда была прекрасной нимфой. Однажды Зевс полюбил нимфу, и от их союза родились мужественные герои-воины, основавшие город.
Могущество Юпитера простиралось на всю вселенную, принимая различные имена и атрибуты. Отдельные качества верховного бога воплощались в других богах. Но какими бы ни были мощь и сила каждого из них, Юпитер всегда сохранял самое высокое положение и при малейшей необходимости напоминал о своем подавляющем превосходстве.

Рождение и детство Юпитера

Когда Уран-Небо стал супругом Матери-Земли, от их союза родились титаны, самыми значимыми из которых были Кронос (Сатурн) – повелитель Времени, Океан – отец рек, Атлас – олицетворение гор, и Япет – прародитель человеческого рода, а также – циклопы (молнии) и гекатонхейры (бури). Урану не понравились его дети, и он заключил их глубоко в недра земли. Рассерженная Земля освободила детей–титанов и убедила их восстать против отца. Предводителем стал Кронос. Вооружившись гарпеем, он тяжело ранил Урана и отнял у него власть. Повелитель звезд предсказал Кроносу, что в будущем его постигнет та же участь: он будет изгнан одним из своих сыновей. Во избежание предзнаменования, Кронос безжалостно проглатывал всех детей, рождаемых его супругой Реей. Так в его чреве оказались Веста, Церера, Юнона, Плутон и Нептун. И тогда Рея решила пойти на хитрость.
Как только Юпитер появился на свет, богиня подала Кроносу вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Сатурн, у которого было плохое зрение, проглотил камень, не заметив подмены. Юпитера укрыли в глубокой пещере горы Иды, поручив младенца заботам нимф. Нимфы вскармливали ребенка пчелиным медом и молоком козы Амалфеи. Всякий раз, когда маленький Юпитер пла-кал, охранявшие пещеру юные куреты (жрецы богини Реи и Юпитера) ударяли в танце по щитам и шлемам, чтобы жестокий Сатурн не услышал его плача. Когда Юпитер вырос, стал повелителем небес и занял трон своего отца, он вознес свою «кормилицу» на небо, поместив ее среди созвездий. Рог Амалфеи стал рогом изобилия, а ее шкура – эгидой (щитом).

Юпитер в битве с титанами

Юпитер вырос и готов был сразиться с отцом. Обманным способом Рея решила освободить своих детей из чрева Сатурна, которые бы пришли на помощь Юпитеру. Она преподнесла супругу напиток, заставивший Кроноса вернуть на свет проглоченных им детей.
Боги и титаны утвердились на двух противоположных горах. Десять лет длилась жестокая война, но победа не склонялась ни на одну из сторон. И тогда Юпитер освободил из недр земли циклопов и гекатонхейров. Циклопы (одноглазые гиганты) вручили Юпитеру молнии, Нептуну подарили трезубец, а Плутону отдали шлем, который делал его невидимым. Гекатонхейры (пятидесятиглавые сторукие великаны), олицетворение града и бурь, поднимали огромные скалы и бросали ими в титанов. «При виде сверкающих бликов и ужасающих раскатах грома казалось, что земля и небо сливались в громадном вихре: стонала земля, грохот наполнял воздух, все вокруг колебалось», – так описывал битву богов Гесиод. В конце концов боги победили, и побежденные титаны были низвергнуты в ужас-ный и мрачный Тартар.
Богиня Земля разгневалась на Юпитера за то, что он так сурово поступил с ее первенцами – детьми-титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и родила Тифона, олицетворявшего землетрясение: «Сильные руки этого гиганта работали без остановки, а ноги его не знали усталости. На плечах ужасного дракона возвышались сто голов, каждая из которых шевелила своим черным языком. Из широко открытых глаз этих чудовищных голов вырывались испепеляющие языки пламени. Все головы издавали тысячи пронзительных звуков, которые даже боги не могли слушать» (Гесиод). Тифон жил в глубокой пещере, наполняя ее ядовитыми парами, бросая в небо объятые пламенем скалы и источая дикие вопли.
Однажды этот чудовищный титан стал карабкаться на вершину Олимпа. Напуганные боги, приняв обличья различных животных, разбежались в разные стороны. И лишь Юпитер смело ринулся в бой, пустив в Тифона свою молнию. Но чудовищный гигант успел наброситься на Юпитера, и придавив его к земле, захватил молнию. Затем он вырезал гарпеем жилы на его ногах и руках, завернув их в медвежью шкуру. Неподвижный повелитель богов лежал в пещере под присмотром драконицы Дельфины.
Желая вернуть свои молнию и жилы, Юпитер предпринял следующее. Он призвал на помощь Кадма (Меркурия) и предложил ему, став на один день пастухом, сладострастными звуками флейты заманить Тифона в построенную хижину. Кадм принял план Юпитера, и Тифон, очарованный прекрасной мелодией, попался на эту уловку. Юпитер под прикрытием облака незаметно забрал свои жилы и молнию и сразу же обрушился на Тифона. Спасаясь бегством, Тифон укрывался то на горах, то на островах. Юпитер, собрав все свои силы и вооружившись громами и молниями, испепелил все сто голов Тифона. Гигант рухнул на землю, и от падения его тела содрогнулась вся земля. Власть титанов закончилась.

Юпитер и Юнона

В образе главной повелительницы Неба выступает сестра и супруга верховного бога – Юнона (Гера), покровительница браков, святости и нерушимости брачных уз. Она считалась защитницей женщин, к ней взывали о помощи беременные и роженицы. Ей приносились жертвы при заключении брака и после родов. Праздник Юноны (матроналии) отмечался весной – 1 марта; к культу допускались только замужние женщины (матроны).
Подобно Юпитеру, Юнона обеспечивает плодородие, дарует дождь и урожай, успех и победу. Близость обоих божеств подчеркивается и ритуалом: культом Юпитера ведал жрец-фламин, культом Юноны – его жена-фламинка. Юпитеру приносили в жертву белых быков, Юноне – белых коров. Прозвища Юноны – «молниеметательница», «царица», «светящаяся», «советница» – говорят о том, что Юнона была женской ипостасью Юпитера.
Юнону изображали в виде высокой стройной женщины с величавой осанкой, суровой красотой и величественными чертами лица. Ее атрибутами считались покрывало, диадема, павлин и кукушка.
Желая овладеть горделивой Юноной, Юпитер превратился в кукушку и, вызвав бурю, прилетел в поисках убежища к ногам богини. Юнона сжалилась над дрожащей птицей и пригрела ее на своей груди. Юпитер тут же принял свое обличье, и поставленная в такое деликатное положение Юнона была вынуждена согласиться с ним на брак. Так одним из символов богини стала кукушка.
Однажды, опасаясь ревности Юноны, Юпитер, преследовавший прекрасную Ио, превратил нимфу в корову. Юноне корова очень понравилась, и бог был вынужден подарить ее своей супруге. Юнона доверила охрану коровы стоокому Аргусу. Юпитер, видя страдания Ио, призвал Меркурия и приказал ему убить Аргуса. Как и в случае с гигантом Тифоном, Меркурий очаровал Аргуса звуками флейты. Усыпив все его сто очей, он выхватил свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Юнона, опечаленная потерей своего преданного слуги, собрала все глаза Аргуса и поместила их на крыльях и хвосте павлина, который тоже стал атрибутом богини.
Юнона была глубоко почитаема в Риме именно как богиня брака, и женщинам легкого поведения вход в ее храм был воспрещен. У нее было четверо детей: сыновья – Марс и Вулкан, и дочери – Геба и Илифия. Но, хотя Юнона и является покровительницей брака, сама она очень редко ладила со своим супругом. Главной причиной бесконечных ссор между ними была ревность, вызываемая у «царицы небес» многочисленными браками Юпитера.

Браки и дети Юпитера

Великий царь богов Юпитер вступал в бесчисленные союзы с богинями и смертными женщинами, в результате которых на свет являлись новые боги и герои.
Браки верховного бога с другими богинями рождали юных богов, представляющих собой один из многочисленных образов их отца. Так, например, женившись на Метиде («мысль»), Юпитер проглатывает свою супругу, и из его головы выходит мудрая Минерва (Паллада); от союза с Мнемосиной («памятью») родились Музы; а от брака с Фемидой («правосудие») – Парки (мойры), прядущие нити судьбы, и Горы – богини времен года, ход которых нельзя остановить. В качестве супруг-богинь Юпитера выступают также Церера – мать Прозерпины, Латона – мать Аполлона (солнца) и Дианы (луны), Эвринома – мать Граций, Диона – мать Афродиты, Майя – мать Гермеса. Так Зевс постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки и искусства.
Дети же, рожденные от союза Юпитера со смертными женщинами, становятся героями. Они защищают города, которым покровительствует их Отец. Например, Лакедемон – «супруг» Спарты – является сыном Юпитера и Тайгеты, первым царем аркадийцев был Аркас – сын Юпитера и Каллисто, критянами управлял Минос – сын Юпитера и Европы. Смертная женщина Семела родила от Зевса сына Диониса, Алкмена – Геракла, Леда – Диоскуров и Елену, Даная – Персея.
Таким образом, Юпитер стал не только повелителем богов, но и покровителем людей. Он дал людям законы, учредил царскую власть, покровительствовал народным собраниям и советам. Зевс считался защитником и помощником людей, следил за соблюдением клятв, исполнением древних обычаев и религиозных обрядов.

Юпитер Величавый
В античном искусстве Юпитер изображался мужчиной в расцвете лет, не атлетического, но физически крепкого телосложения. Широкая грудь, обнаженное до пояса тело, одно плечо покрыто накидкой. Лицо открытое, обрамленное пышными вьющимися волосами и густой курчавой бородой. Взгляд строгий и благородный одновременно. В осанке и жестах сочетаются спокойствие и воинственность. Во всем чувствуется слава и величие. Его основными атрибутами считались орел, скипетр и молния.
Деятельность Юпитера была обширна и многообразна, он правил миром и в его ведении находилось все во вселенной. Юпитер совместил в себе функции многих местных италийских богов: он покровительствовал земледелию, охранял границы, наблюдал за соблюдением клятв и договоров, был богом войны и победы. Именно ему, как никому другому, столь часто возносились молитвы, а с его именем было связано множество прозвищ и названий: «царь богов», «скипетродержец», «учредитель», «оградитель», «помощник в беде», «светодающий», «блестящий», «громовержец», «тучегонитель» и другие. «Посмотри на эти светящиеся высоты, к которым повсюду взывают с именем Юпитера на устах» – говорит о нем Энний.

Юпитер Громовержец с молнией в руках был символом внезапной и непреодолимой мощи. Античные монеты изображают его в колеснице, с высоты которой он разит тех, кто пытается восстать против него или осмелится ему противиться. «Небо утопает в воде и потоком дождя смывает богатые урожаи и плоды тяжкого труда быков. Ямы заполняются водой, реки вздуваются, а море бьется и клокочет в проливах. Среди чернеющих облаков Юпитер бросает молнии своей искрящейся рукой. Земля дрожит до основания... ветры усиливаются... шум урагана наполняет звуками леса и берега» – так описал ужасы гнева Юпитера Вергилий.

Юпитер Победитель сопровождается таким непременным атрибутом, как Нике или Виктория – персонификация победы. Характерными символами Нике являются крылья (мимолетность), пальмовая ветвь или лавровый венок. Она может управлять колесницей, парить над героем или увенчивать его венком победителя.

Юпитер Аэтофор – это название Юпитера связано с Орлом – постоянно сопровождающей его птицей, летающей выше всех в облаках и тем самым более всего отвечающей божественному величию царя богов. Именно Орел приносил маленькому Юпитеру нектар, которым поили его нимфы на острове Крит. Он же похитил и юного пастуха Ганимеда, чтобы сделать из него виночерпия для повелителя небес. Согласно мифологии обожествленный Ганимед был вознесен на небо в виде созвездия Водолея. И видимо не случайно рядом с ним, между Козерогом и Водолеем, находится знак верхнего Зодиака – созвездие Орла.

Юпитер Олимпийский считался покровителем Олимпийских игр, учрежденных самым великим воином Гераклом в честь своего отца Юпитера. В Олимпийском храме находилась знаменитая статуя Фидия «Зевс Олимпийский», признанная шедевром античной скульптуры и одним из семи чудес света. На ней Юпитер изображен сидя на высоком троне, украшенном барельефами. Фигура бога была сделана из золота и слоновой кости, причем слоновая кость изображала только обнаженные части: лицо, шею, грудь и руки. В правой руке Зевс держал фигурку богини победы – Виктории, выполненную тоже из золота и слоновой кости, а в левой – царский скипетр из драгоценных металлов, на котором сидел орел. Согласно сказанию, Фидий, воздвигнув статую, молил бога о каком-либо знамении в знак того, что это произведение ему нравится. Тогда Зевс ниспослал через открытую крышу храма молнию и таким образом признал свое изображение.

Юпитер Панэллинский означает буквально «Юпитер, обожаемый всеми греками». Его культ восходит к легенде, связанной с островом Эгина, названным так по имени дочери речного бога Асопа – нимфы Эгины, к которой однажды воспылал сильной страстью Юпитер. Похитив девушку, он перенес ее на остров, и от их союза родился Эак – в последствии один из судей царства Аида. Разъяренная Юнона, супруга Юпитера, опустошила остров, нагнав на него болезни и бедствия. И тогда отчаявшийся Эак пришел к священному дубу, посвященному Юпитеру, и воззвал к верховному богу о помощи. Бог услышал его молитвы, и превратил снующихся по дубу муравьев в людей, которыми Эак заново заселил остров. Согласно другой версии этой легенды после молитвы Эака бедствия прекратились не только на острове Эгина, но и по всей Греции. В память об этом событии Эак основал храм Юпитера Панэллинского.

Юпитер Критский связан с мифом о рождении верховного бога на острове Крит и легендой о похищении Юпитером прославившейся на весь белый свет своей красотой Европы – дочери могущественного царя Агенора. Приняв облик чудесного быка, Юпитер приблизился к девушке, и осмелевшая Европа села на его широкую спину. Бык вскочил и быстро помчался к морю. Сам Нептун сопровождал своего брата, укрощая трезубцем волны. «Не бойся, юная дева, волн морских. Я сам Юпитер, явившийся в облике быка, ведь я могу принимать любые формы, какие пожелаю. Скоро тебя примет остров Крит, место, где прошло мое детство. Там мы справим свадьбу. У тебя родятся славные сыновья, которые будут управлять народами» – произнес божественный бык. Все так и произошло. От союза Юпитера и Европы родился Минос – царь и законодатель жителей Крита.

Юпитер Аркадийский – это имя верховного бога рассказывает об отношении к Юпитеру жителей Аркадии, которые считали, что бог родился не на острове Крит, а на горе Ликее, где и возвышался храм Юпитера, воздвигнутый еще в глубокой античности первым царем Аркадии – Ликаоном. Отличительной чертой Юпитера Аркадийского считается венок из дикого оливкового дерева. По описанию Павсания храм обладал особым свойством: каждый, кто входил в него, терял свою тень, даже если на его тело падали солнечные лучи.
Однажды, когда Юпитер проезжал по Аркадии, Ликаон пригласил его к себе и устроил великий пир. Решив угодить повелителю, он принес в жертву наложника и подал гостю человеческое мясо. Разгневанный Юпитер испепелил дворец молнией, а убежавший Ликаон был превращен в волка. Эта легенда показывает то, что человеческие жертвоприношения рассматривались не как дань уважения богам, а как тяжелое преступление, вызывавшее их гнев.

Юпитер Додонский
имеет отношение к самому древнему греческому оракулу, посвященному Юпитеру, о происхождении которого додонские жрицы рассказали Геродоту. Суть его состоит в том, что однажды к додонцам прилетел черный голубь и, сев на ветку дуба, сказал человеческим голосом, что на этом месте надо установить оракул Юпитера. Приняв весть как послание богов, народ Додона сделал то, что ему было велено. Согласно другим легендам, в священном лесу Додона росли пророческие дубы, и мачты корабля «Арго», срубленные в лесах Додона, предсказывали мореплавателям будущее. Характерным атрибутом Юпитера Додонского является венок из дубовых веток.

Юпитер Капитолийский – это имя происходит от храма, воздвигнутого в честь Юпитера в Капитолии. На античных памятниках он представлен со скипетром и пантерой, а на его коленях находится венок, возложенный победителями. В римском искусстве Юпитер изображается также рядом с Юноной и Минервой под названием «Три Капитолийские божества».

Юпитер Феретрийский связан с посвящением верховному богу военных трофеев, доставшихся римским военачальникам в виде доспехов, которые забирались у генералов неприятеля. Первый храм Юпитеру Феретрийскому был построен Ромулом, убившем царя кенийцев Акрона.

Юпитер Амонский отождествляет в себе Юпитер с египетским божеством – Амоном. Наличие бараньих рогов на изображениях Юпитера, считавшихся в Египте главным атрибутом Амона, объясняют две древние легенды, хотя мнения в них расходятся. Согласно одной из легенд Бахус, скитавшийся в пустынях Ливии и изнывавший от жары, воззвал к Юпитеру, который пришел к нему на помощь в облике барана и показал водный источник. По другой легенде Юпитер явился не Бахусу, а Гераклу, облачившись в шкуру барана. Раз в год в честь праздника Юпитера фиванцы приносили в жертву одного барана, а снятую с него шкуру одевали на статую Юпитера. Оракул Юпитера–Амона пользовался в Греции большой популярностью.

Юпитер Гостеприимный считается покровителем гостей. Каждый день, проезжая по земле, он наблюдает в том числе и за тем, соблюдают ли люди законы гостеприимства. Именно с этим человеческим качеством связана древняя легенда о Филемоне и Бавкиде.
Однажды во время путешествия Юпитер и его верный спутник Меркурий, обойдя множество домов, где им было отказано в гостеприимстве, пришли в маленькую хижину. Их радушно приняли Филемон и Бавкида. И хотя ужин был скудным, а обстановка – убогой, Юпитер оценил их заботу и, открывшись добрым хозяевам, пригласил их следовать за ним. Поднявшись на высокую гору, он пообещал выполнить любое их желание. Посоветовавшись, Филемон и Бавкида попросила бога дать им возможность умереть одновременно. Когда же они обернулись, то увидели, что все селение затоплено водой, кроме их дома. Неожиданно на их глазах скромная хижина превратилась в роскошный храм. Юпитер назначил супругов жрецами храма. Они дожили до глубокой старости. Когда же пришел их назначенный час, Филемон и Бавкида, попрощавшись друг с другом, навсегда сомкнули свои уста. Их тела превратились в прекрасные деревья, которые украсили вход в храм, а людская любовь покрыла их ветви букетами и гирляндами цветов.

Демиургическая триада Юпитера

Прокл говорит о демиургической триаде, в которой Юпитер, Плутон и Нептун образуют единого бога и троицу одновременно, т.е. еще до зарождения христианства древнее искусство уже выражало идею триединого бога. Античная вазопись представляет нам Юпитера, три образа которого одинаковы по возрасту, одежде и расположены рядом друг с другом. Скульптура, хотя и изображала трех персонажей в отдельности, тем не менее придавала им единый облик. Ни возраст, ни черты лица персонажей никак не отличались друг от друга. Царь богов Юпитер вместе со своими братьями – Плутоном и Нептуном – оказались настолько схожи, что разнились только наличием атрибутов, которые они носят. Например, если в руках персонажа – молния, а рядом с ним – орел, то перед нами – сам Юпитер, верховный бог; если же рядом с ним стоит трехголовая собака (Кербер), то это – «Юпитер подземно-го царства» – Плутон или Серапис; ну а дельфин и величественный трезубец – атрибуты «Юпитера, повелителя морей» – Нептуна или Посейдон. Таким образом, братья Юпитера – Плутон и Нептун – представляют в мифологии лишь различные облики верховного бога.
Известен античный образ трехглазого Юпитера, высеченного из дерева. Эту архаичную статую из храма Юпитера Павсаний описал таким образом: «Всему миру известно, что в небесах правит Юпитер. Он властвует также на земле, о чем говорит Гомер в своих строках: «Подземный Юпитер и августейшая Прозерпина». Эсхил дает имя Юпитера богу, который властвует над морем в своей империи. Тот, кто изобразил Юпитера с тремя глазами, хотел показать, что одно и тоже божество управляет тремя мирами, из которых состоит Вселенная».
Крезер, чтобы показать всеобъемлющий характер Юпитера, опирается на орфический гимн, приведенный в работах Стобея: «Юпитер был первым и последним, Юпитер – голова и тело; от него произошло все, что нас окружает. Юпитер был человеком и девственной богиней. Юпитер – это основа земли и небес. Юпитер – это дыхание, оживляющее существа. Юпитер – источник огня, начало морей. Юпитер – царь, создавший все вокруг. Он – сила, бог, основа всего; чудесная плоть, охватывающая все живое, огонь, вода, земля и эфир, ночь и день, и первотворящая Метида, и очаровательный Амур. Все это вмещает в себя необъятное тело Юпитера...»



Источник: zoroastrian.ru
Просмотров: 4808 | Добавил: lwasithe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024