Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 5

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 19.05.2024, 08:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2014 » Июнь » 30 » Север происхождение слова. Север - Сывыр - Сибирь
23:13

Север происхождение слова. Север - Сывыр - Сибирь





север происхождение слова
Север - Сывыр - Сибирь

Ученые о происхождении слова «Сибирь»

«Название нашей обширной колонии, занимающей треть Азии, уже с давних пор возбуждает интерес ученых», - писал исследователь Сибири, «певец инородцев» Серафим Патканов в «Очерке колонизации Сибири».
По словам С.К. Патканова, с именем «Сибирь» русские впервые познакомились в эпоху Сибирского царства. Предпринимались попытки объяснить это слово при помощи татарского языка, причем одни ученые производили данное выражение от слова «бир» - «один», т. е. «первый, главнейший», другие - от глагола «сибирмак» - «очищать», от сочетания татарских слов: «сиб» - «засыпай» и «ир» - «земля» и т. д.
Эти объяснения происхождения слова «Сибирь» С. Патканов называет искусственными. Решительный удар гипотезе о татарском происхождении интересующего нас слова, по его мнению, нанес академик В.В. Радлов, знаток тюркских наречий, категорически заявивший: «Сибирь» - не татарское слово, и происхождение его мне совершенно непонятно».
Впрочем, делает оговорку Серафим Патканов, некоторые ученые еще в прошлом столетии видели в слове «Сибирь» искажение русского слова «север», занесенного в северо-западную Азию при сношениях русских с обитавшими там племенами.
Но и эта гипотеза, не подкрепленная никакими более или менее вескими основаниями, была вскоре отброшена.
Настолько же неудачно, по мнению Патканова, ученые прибегали к монгольскому языку, восточно-финским наречиям. Они довольно обстоятельно были изучены финскими и венгерскими учеными. В конце концов попытки при помощи одной лингвистики приблизиться к намеченной цели были ими оставлены. Тогда ученые обратились к истории и выяснили, когда и где в первый раз встречается слово «Сибирь» и сходные с ним имена, к чему те и другие были приурочены первоначально.
Оказалось, впервые о Сибири упоминает персидский историк Рашид Эд Дин (1247-1318), поясняет С. Патканов, который в своем сочинении о турецких и монгольских племенах, обитавших в степях и горах, в стране Дшт и Кипчак, упоминает об областях Ибир и Сибир, находившихся недалеко от Иртыша. Ученый уточняет, что Рашид Эд Дин говорит о киргизских степях и башкирах, и делает вывод: не подлежит сомнению то, что эти области занимали среднюю часть настоящей Тобольской губернии, что подкрепляется и позднейшими известиями о Сибири.
Русские, по свидетельству С. Патканова, впервые узнали о татарском Сибирском царстве в конце XV столетия, а о «сибирских землях» упоминается в старых грамотах с середины XVI столетия. При помощи этих грамот и актов, а также старых карт XVI столетия (Мюнстера, Авриля) можно было приблизительно обозначить границы прежней Сибирской области: северной ее границей служила р. Тавда, южной - Тура, западной - восточный склон Урала, между верховьями Туры и Тавды, и восточной - Иртыш. Земли, расположенные вне этих пределов, носили уже другие названия; так, к северу от Сибирской земли находилась земля Югорская. Кроме того, имя «Сибирь» сохранилось еще в названиях нескольких мелких речек Тобольской губернии («Сибирка»). Налицо и сходство между именем гуннского племени сабир, себер, в отдаленные времена переселившегося из Азии в Европу, и именем «Сибирь».
Шафарик высказал мнение, что Сибирь получила свое имя от этого племени, проживавшего раньше за Уралом, - пояснил С. Патканов. С другой стороны, звуковое сходство, существующее между этим именем и названием славянского племени север, т. е. северян, навело его на мысль об идентичности гуннского племени «сабир», «себер» со славянским племенем северян.
Во время почти трехлетнего пребывания в Тобольской губернии С. Патканов собрал предания татар о народе сывыр и сыбыр, до вытеснения занимавшем места по среднему Иртышу. Этому народу, по свидетельству Патканова, татары приписывают большую часть всех находящихся в их областях археологических памятников, каковы городища - «сывыр-кала», курганы - «сывыр-туба».

Рогатая богиня по имени Сывыр

Эта оговорка ученого натолкнула на мысль, что «сывыр-кала» и «сывыр-туба» - священные места «сывыров», где они поклонялись своему богу, под защитой которого пришли на Север оттуда, где жили прежде. Обживаясь на новом месте, в первую очередь позаботились о жилище для бога и насыпали для него курганы, а для себя возвели городища.
Что касается татар, то необычные для них строения сывыров они называли именем бога этого народа - Сывыр, а при помощи «кала» и «туба» поясняли, что они собой представляют.
Выяснила, что в переводе с татарского «кала» означает город, «тубя» - крыша. А вот «сывыр» удалось расшифровать не сразу. Эту тайну помог приоткрыть один из диалектов татарского языка, в котором «сыер» переводится как корова...
Не исключено, что именно корова была богиней сывыров в той части планеты, где они жили до прихода в Западную Сибирь. Но и здесь они не расстались с рогатой богиней и в честь нее насыпали курганы, возвели городища, являющиеся наглядным свидетельством родственных уз коровы и людей, ей поклоняющихся. Для древнего народа «сывыр-кала» и «сывыр-туба» были еще и своеобразными паспортами, закрепляющими за ними право на землю, которую они обрели и полюбили.
Жить долго в изоляции Севера сывырам не пришлось. Мало-помалу их стали теснить татары. Судя по преданиям, записанным С. Паткановым, встреча этих народов носила мирный характер. Вероятно, прибытие татар носило волнообразный характер, и они селились рядом с сывырами, владеющими навыками выживания в условиях Севера. Учились у них разным премудростям и молились рогатой богине, желая задобрить ее и прижиться на новом месте.
Не вызывает сомнения, что во время отправления культа рогатой богине татары называли ее так же, как и сывыры, потому хорошо запомнили ее имя. Придя на землю, которой повелевала рогатая богиня, татары какое-то время находились под гнетом суеверного страха и боялись прогневить ее, навлечь на себя беду. Но как только татар стало больше, чем сывыров, они отреклись от коровы, у которой прежде просили защиту, и стали молиться своим богам, принуждать сывыров поклоняться им. Но не тут-то было. Несмотря на малочисленность, сывыры не изменили своей Богине, не приняли новую веру и в большинстве своем покинули Западную Сибирь.
Что за народ были сыбыры, или сывыры, татары не смогли нам поведать, пояснил С. Патканов. По их преданиям, они жили в очень отдаленное от нас время, по некоторым - даже при Нухе (Ное), и потом куда-то исчезли, вымерли или удалились. Лишь часть их, по рассказам татар, обрекла себя при их появлении на добровольную смерть. Кстати, эти же сведения чудом сохранились и в преданиях русских. Якобы сывыры, завидев татар, вырыли в земле ямы и спрятались туда со всем своим имуществом. Когда татары овладели страной, они обрубили столбы, служившие опорами для крыши, на которой покоился толстый слой земли, и погибли, засыпанные землей.

Когда вместо травы выросли деревья

После сывыров временно проживали китаны, или катаны, по словам С. Патканова занявшие только южную часть Сибирской области, а именно правый берег долины среднего Иртыша, приблизительно от Тобольска до границы Тарского округа (или несколько далее), куда они легко могли проникнуть из южных степей Тобольской губернии. В движении на Север они, по-видимому, не перешагнули через крупные реки, орошающие данную местность, - Иртыш и Тобол, может быть, потому, что лежащие за ними леса и болота не казались им заманчивыми; по крайней мере к северу от Тобольска имя китанов малоизвестно, утверждает ученый. В южной части Тобольского округа, напротив, им приписывают многие городища, расположенные даже в болотистых местностях, например, городище Назийтура около устья речки Назай во владении нердинских татар.
По словам С. Патканова, катаны еще до водворения в крае татар (около XV столетия) перекочевали на Восток, в Китай. Поводом к их выселению было якобы то обстоятельство, что эта безлесная прежде (?) страна стала покрываться деревьями. Кочевники, мало знакомые с лесом, испугались и стали говорить друг другу: «Плохо нам будет, у земли стали расти рога, лучше нам уйти отсюда».
Поставив знак вопроса посредине предания катан, С. Патканов выразил сомнение, что в их времена в Западной Сибири не было леса.
О том, что травяное царство здесь было, свидетельствует хантыйская легенда о мамонте Вэсь, записанная мной в Нижневартовском районе.
«Давным-давно на нашей Земле не было деревьев. Был потоп, и он унес все, что росло на земле раньше. Земля была голой, пока не ушло старое и не пришло новое время. Как только пришло новое время, на земле стала расти высокая и густая трава. Трава росла, росла и заняла всю землю. Когда травы стало много, пришел Вэсь - огромный-преогромный великан. Вэсь всегда был голодный и всегда ел траву. Вэсь мог съесть много, очень много травы сразу.
Вэсь никогда не стоял на месте, он все время ходил и ходил. Туда-сюда ходил Вэсь по земле. Вэсь очень любил ходить. Это был очень сильный великан, очень большой великан был Вэсь, и он никогда не уставал.
Вэсь жил на нашей земле до тех пор, пока из земли не полезли деревья и не стали расти на ней. Когда вместо травы стали расти деревья, Вэсь ушел с нашей земли. Он ушел потому, что не мог ходить среди деревьев. Деревья мешали Вэсю ходить, и Вэсь навсегда ушел с нашей земли».
Сопоставляя хантыйскую легенду о Вэсе и татарскую о катанах, можно предположить, что события, представленные в них, разворачивались в эпоху плейстоцена, в то его время, когда ледники Западной Сибири стали отступать к северу, оставляя после себя озера, болота и землю, покрытую разнотравьем. В поисках этого сочного корма на Югру пришли мамонты, шерстистые носороги и другие животные, на которых охотились катане. Но как только в Западной Сибири стал меняться климат и под корень «выкашивать» разнотравье, создались условия для роста деревьев, которых напугались катане. Приняв деревья за растущие рога, стали сетовать: «Плохо нам будет, у земли стали расти рога, лучше нам уйти отсюда».
Из причитаний катан можно понять, что до прихода в Западную Сибирь они жили в местности, где не было деревьев, но росла привычная для них трава. Катане боялись рогов, потому что верили: земля - живое существо, не исключено, что в их понимании это была корова, по огромному телу которой они передвигались с одного места на другое...

В честь рогатой богини

Как удалось выяснить, не только сывыры поклонялись корове, но до сих пор ей молятся и ханты, живущие в бассейне реки Аган и ведущие традиционный образ жизни.
- Старики всегда говорили, что хантыйскую землю держит на рогах корова, - пояснил Спиридон Николаевич Тылчин. - Мы приходим на святое место, просим корову, чтобы она лучше держала нашу землю, не уставала ее держать, не подбрасывала вверх и не сердилась на нас, людей. Большая, очень сильная корова стоит под землей! Она всегда там стояла и сейчас стоит.
Обращаясь к попыткам ученых расшифровать слово «Сибирь», опираясь на татарские слова: «бир» -«один» или «первый, главнейший», «сибирмак» - «очищать», «сиб» -«засыпай», «ир» - «земля», можно сказать, что они были не далеко от истины. Если бы знали, что слово «сывыр» переводится как корова, поняли бы, что это животное, стоящее под землей, огромных размеров и неимоверной силы, очищает себя от земли и ею же засыпает, представляет угрозу для всех, кто живет на ней.
Исходя из этих предпосылок, можно понять, почему катане испугались растущих деревьев и приняли их за рога, спешно покинули обжитые земли, принадлежащие рогатой Богине по имени Сывыр, давшей имя огромной Сибири.
Пришедшие на Югру ханты не испугались коровы и, как сывыры, стали ей поклоняться.



Источник: www.ugra-start.ru
Просмотров: 1111 | Добавил: lwasithe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024